Маленькие станки     

  Поэтому конструктор если мог какой-то узел без особых затрат сделать потолще, попрочнее, покрепче, он его таким и делал, и дальше за работу этого узла уже был чуть-чуть спокойнее: сделано с запасом. В каких-то отдельных местах конструкции такой запас создавался легко, в каких-то трудно, а в каких-то - не создавался вовсе и это место в дальнейшем становилось слабым звеном всей конструкции. Слабое место могло возникнуть и по недосмотру конструктора, так как всего предусмотреть невозможно, или в силу конструктивных особенностей.

  Если о слабом месте было известно заранее, то при возможности оно выделялось в сменный расходный узел, например не может конструктор придумать подшипник так, чтобы его срок службы был как у станины - и подшипник делается сменным. Износился - заменили.

  Такое положение дел в конструировании всякой всячины (не только станков и механизмов, а практически всех вещей) продолжалось долго и со временем у потребителя выработалось привычное понимание - чем больше, тем лучше. Раз тяжелее - значит, много мест сделаны с запасом, узких мест осталось меньше, проработает дольше и расходных узлов будет меньше.

  Именно поэтому до сих пор массивные механизмы внушают уважение, кажутся серьёзными, сделанными "на века". И это касается не только массы. Так же точно и с выбором материала - хорошо использовать сталь. Особенно хорошо легированную, да ещё и закалить. А если втулка скольжения - значит хорошая бронза, и т.д. Конечно, прочные материалы обычно более дорогие и их обработка сложнее. Но кто это учитывал, когда надо было треклятых империалистов догнать и перегнать любой ценой? А один из токарных станков советского времени даже так и назывался: ДиП (сокращение от "Догнать и Перегнать").

  И ещё о любви к старой технике. Иногда она, даже после решающего износа главной основной детали, имеет перспективу продления жизни. Так как многие детали были сделаны с запасом, то если удаётся восстановить главный износ (заменить, исправить), то изделие снова получает дополнительный ресурс - остальные то части ещё относительно целые.

  Заменили проржавевший кузов в автомобиле - а двигатель ещё побегает (это если кузов имел ресурс меньше двигателя).

Оглавление 133 134 Назад Дальше