|
Поэтому конструктор
если мог какой-то узел без особых затрат сделать потолще, попрочнее, покрепче,
он его таким и делал, и дальше за работу этого узла уже был чуть-чуть
спокойнее: сделано с запасом. В каких-то отдельных местах конструкции такой
запас создавался легко, в каких-то трудно, а в каких-то - не создавался вовсе и
это место в дальнейшем становилось слабым звеном всей конструкции. Слабое место
могло возникнуть и по недосмотру конструктора, так как всего предусмотреть
невозможно, или в силу конструктивных особенностей.
Если о слабом
месте было известно заранее, то при возможности оно выделялось в сменный
расходный узел, например не может конструктор придумать подшипник так, чтобы
его срок службы был как у станины - и подшипник делается сменным. Износился -
заменили.
Такое положение
дел в конструировании всякой всячины (не только станков и механизмов, а
практически всех вещей) продолжалось долго и со временем у потребителя
выработалось привычное понимание - чем больше, тем лучше. Раз тяжелее - значит,
много мест сделаны с запасом, узких мест осталось меньше, проработает дольше
и расходных узлов будет меньше.
|
|
Именно поэтому до
сих пор массивные механизмы внушают уважение, кажутся серьёзными, сделанными
"на века". И это касается не только массы. Так же точно и с выбором материала -
хорошо использовать сталь. Особенно хорошо легированную, да ещё и закалить. А
если втулка скольжения - значит хорошая бронза, и т.д. Конечно, прочные
материалы обычно более дорогие и их обработка сложнее. Но кто это учитывал,
когда надо было треклятых империалистов догнать и перегнать любой ценой? А один
из токарных станков советского времени даже так и назывался: ДиП (сокращение
от "Догнать и Перегнать").
И ещё о любви к
старой технике. Иногда она, даже после решающего износа главной основной детали,
имеет перспективу продления жизни. Так как многие детали были сделаны с
запасом, то если удаётся восстановить главный износ (заменить, исправить), то
изделие снова получает дополнительный ресурс - остальные то части ещё относительно
целые.
Заменили
проржавевший кузов в автомобиле - а двигатель ещё побегает (это если кузов имел
ресурс меньше двигателя).
|
|